Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Более 70 процентов проверок организаций, оказывающих платные медицинские услуги, выявили нарушения прав потребителей

Более 70 процентов проверок организаций, оказывающих платные медицинские услуги, выявили нарушения прав потребителей

По итогам 10 месяцев 2017г. в адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и его территориальных отделов поступило 421 обращение граждан, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в 2016 г. - 400). Тематика обращений граждан, сформировавшаяся в 2017г. свидетельствует об актуальности вопросов качества оказанных медицинских услуг.

Всего за 10 месяцев 2017г. Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и его территориальными отделами проведено 145 проверок организаций, оказывающих платные медицинские услуги (за аналогичный период 2016 г. – 136 проверок), из них в ходе 113 выявлены нарушения требований действующего законодательства РФ. Удельный вес мероприятий с нарушениями составил 77,9% (за аналогичный период 2016г. – 76,5%).

Основные нарушения, выявленные при осуществлении надзора:

  • недоведение до сведения потребителей (заказчиков) платных медицинских услуг в наглядной и доступной форме Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006;
  • отсутствие информации на вывеске, информационных стендах, сайте медицинской организации, в договоре: о месте нахождения учреждения (месте его государственной регистрации); квалификации и сертификации специалистов; перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости; об условиях и сроках предоставления платных медицинских услуг и др.;
  • включение в договор оказания платных медицинских услуг условий, ущемляющих права потребителей, установленных законодательством о защите прав потребителей (одностороннее изменение исполнителем условий договора (в том числе условия о цене договора, сроках, способов оказания услуги), отсутствие у потребителя возможности выражения согласия или отказа в предоставлении дополнительных платных медицинских услуг и др. условия).

По результатам проведенных проверок Управлением Роспотребнадзора и судебными органами вынесено 221 постановление (решение) о привлечении к административной ответственности (по ст. 6.25, ч. 1 ст. 14.4, ч. 1 ст. 14.5, ч. 1 и ч. 2 ст. 14.8, ч. 1 ст. 19.5, КоАП РФ и др.), что на 15,1% больше, чем по итогам аналогичного периода 2016 года (192 постановления). Общая сумма наложенных штрафов составила 624,3 тыс. рублей.

 По каждому надзорному мероприятию в адрес нарушителей вынесены предписания о прекращении нарушения прав потребителей/представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Специалисты надзорного органа подавали иски в защиту неопределенного круга лиц на противоправные действия различных хозяйствующих субъектов, а именно специалисты:

          Талицкого отдела Управления: подали иск в защиту неопределенного круга лиц на противоправные действия ГБУЗ Свердловской области «Талицкая центральная районная больница» по навязыванию приобретения бахил. Байкаловским районным судом Свердловской области иск  удовлетворен.

          Ирбитского отдела Управления: подали иск в защиту неопределенного круга лиц на противоправные действия ГБУЗ СО «Туринская центральная районная больница имени О.Д. Зубова» по навязыванию приобретения бахил. Туринский районный суд  Свердловской области иск удовлетворил.

          Первоуральского отдела Управления: подали иск в защиту неопределенного круга лиц на противоправные действия ООО «Дента-Люкс» при оказании платных медицинских услуг, а именно ООО «Дента-Люкс» не представляется необходимая и достоверная информация не только на сайте организации, но и в договоре, а также в договора с потребителями включены условия, ущемляющие установленные законом права потребителей. Ревдинский городской суд Свердловской области иск удовлетворил.

Специалистами консультационных центров ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» за 10 мес. 2017 года оказано 312 консультаций по вопросам оказания медицинских услуг, подготовлено 16 претензий (12 из которых удовлетворены), составлено 4 исковых заявления (2 из которых удовлетворены).

С целью минимизации нарушений в указанной сфере информация о выявленных Управлением нарушениях направлена в Министерство здравоохранения Свердловской области.

 Дополнительно сообщаем, что в жалобах граждан по вопросам предоставления медицинских услуг остро встает проблема деятельности оздоровительных центров и салонов красоты, в которых оказываются дорогостоящие косметологические услуги.  В данных салонах заключаются договоры об оказании услуг, а также осуществляется продажа косметических средств и приборов по уходу за кожей.

Управлением за период 2015-2017 гг. рассмотрено свыше 150 обращений с жалобами на деятельность данных субъектов, специалистами консультационных пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» оказано больше 400 консультаций по вопросам нарушения прав потребителей со стороны таких организаций.

Применяемая компаниями схема вовлечения потребителя в процесс заключения договора типична.

Как правило, компания осуществляет сбор сведений о клиенте – фамилия, имя, отчество и телефонный номер. Данная информация часто представляется теми знакомыми и родственниками самого потребителя, которые уже посещали салон и заполняли анкету. К клиенту обращаются по имени и отчеству, делают «персональное» предложение  принять участие в бесплатной косметической процедуре, акцент делается на якобы элитном характере процедуры. Иногда клиентов привлекают прямо на улице – граждане приглашаются на демонстрацию процедур. Далее клиент совершает визит в салон, где осуществляются манипуляции с кожей, волосами – пилинги, маски, массаж и другие; многие потребители в обращениях указывают на серьезную психологическую обработку клиентов – потребители отмечают недостаточную осознанность своих дальнейших действий, расслабленность, эйфорию.

Клиенту в навязчивой форме предлагается заключить длительный договор на оказание данных услуг – общая стоимость процедур, как правило, составляет не менее 50-100 тыс. рублей. Также может быть заключен договор купли-продажи косметики, косметических приборов. Многие клиенты являются людьми пожилого возраста, не обладают специальными познаниями, не осознают кабальный характер сделки. Одновременно заключается кредитный договор, который подписывается зачастую неосознанно.

В дальнейшем при отказе потребителя от исполнения договора денежные средства не возвращаются, что побуждает потребителя обращаться в органы Роспотребнадзора, а также в консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

За период 2015-2017 гг. Управлением проведено 53 мероприятия в отношении субъектов, оказывающих дорогостоящие косметологические услуги, из них в ходе 50 были обнаружены нарушения (94%). Наибольшее число проверок с нарушениями – в отношении компаний ООО «Лайф Медикал» (ООО «Лайф»), ООО «Альянс-Екб», ООО «Эль Косметикс», ООО «Альфа Маркет», ООО Лорелея», ООО «РТС-Эстетик».

При проведении проверок медицинских организаций, должностными лицами территориальных отделов наибольшее внимание уделялось вопросам предоставления информации потребителям (ст. 14.8 ч. 1 КоАП РФ), оказанию платных медицинских услуг, соответствующих Правилам (ст. 14.4 КоАП РФ), анализу заключенных с потребителями договоров (ст. 14.8 ч. 2 КоАП РФ), а также выявлялись и иные нарушения в области защиты прав потребителей. 

Таким образом, Управлением Роспотребнадзора ведется системная работа по пресечению нарушений медицинскими организациями прав потребителей платных медицинских услуг.  

Публикатор Публикатор

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ: 362-87-46