«Назад

В Управление Роспотребнадзора продолжают поступать жалобы потребителей платных образовательных услуг

В Управление Роспотребнадзора продолжают поступать жалобы потребителей платных образовательных услуг

За 10 месяцев 2018 г. Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области и его территориальными отделами рассмотрено 73 письменных обращения граждан на нарушение прав потребителей при оказании платных образовательных услуг (за 10 мес. 2017г. – 56 обращений).

Значительная часть поступивших обращений содержали просьбу о помощи в возврате денежных средств, оценке действий образовательной организации при расторжении договора, а также анализе договоров на оказание платных образовательных услуг, заключенных более 1 года назад. По таким обращениям потребителям разъяснялся алгоритм действий для защиты своих прав, в том числе рекомендовалось обратиться в консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

Всего за 10 месяцев 2018г. специалистами территориальных отделов Управления проведено 44 надзорных мероприятия, в ходе 24 мероприятий выявлены нарушения (55,8%).

При проведении проверок выявлено 274 нарушения пунктов нормативно-правовых актов, что составляет в среднем 6,2 нарушения на 1 мероприятие по контролю (за 9 мес. 2017г. – 10,3 нарушения).

По результатам проведенных проверок в сфере платных  образовательных услуг Управлением и судами  вынесено 46 постановлений о привлечении к административной ответственности. Общая сумма штрафов, наложенных Управлением и судами, составила 690,5 тыс. руб.

Структура выявленных нарушений следующая:

1) включение в договор оказания платных образовательных услуг условий, ущемляющих права потребителей, установленных законодательством о защите прав потребителей (26%): ГБПОУ СО "Алапаевский индустриальный техникум", МЛОУ Приданниковская СОШ, СОШ №2 (г.Красноуфимск), СОШ №4 (г.Красноуфимск), ИП Пастухова А.Г., АНО ДО "Языковой центр "Ес", ИП Прохорова С.А., МАОУ ДО "ДЮСШ "Юность", МБОУ ДО ДЮСШ № 8 "ЛОКОМОТИВ", ЧОУ ДО «Алибра»

Примеры выявленных в 2018 году условий договоров, ущемляющих права  потребителя, установленных законодательством о защите прав потребителей:

• установление  обязанности производить оплату услуг только в безналичном порядке. Пункты договора противоречат порядку оплаты услуг и ущемляют права потребителей. В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В соответствии  ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" , ….. Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. ….. .

• в договоры на оказание услуг включено условие о том "все спорные вопросы, возникающие при исполнении настоящего договора, решаются сторонами путем переговоров. При не достижении согласия стороны передают их на рассмотрение в арбитражный суд". Таким образом, договорами предусмотрен обязательное соблюдение претензионного порядка, в то время как законодательством РФ претензионный порядок рассмотрения споров не предусмотрен.

• Обработка (сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение, изменение, использование, обезличивание, передача, блокирование, уничтожение) персональных данных обучающегося осуществляется школой в целях исполнения договора, а также распространения  рекламных сообщений (в том числе о проводимых акциях и специальных предложениях через любые каналы коммуникаци, в том числе по почте, смс, электронной почте, телефону, иным средствам связи..» «Настоящим обучающийся подтверждает свое согласие получать информационную и рекламную рассылку от школы (информацию о действующих акциях, скидках, конкурсах, мероприятиях и иных специальных предложениях, а также корпоративные новости, опросы аналитику) по указанным в договоре адресам электронной почты и номерам мобильных телефонов.». 

• увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора

• При расторжении договора денежные средства, перечисленные школе являются невозвратными, полностью заработанными школой и никакая часть денежных средств не подлежит возврату как в течении срока действия настоящего договора, так и по его истечении

Выявлялись и другие условия в договорах.

2) нарушения порядка управления (не выполнение предписания, непредставление сведений, неуплата штрафа в срок) – 8,7%.

Пример:

Асбестовским ТО проведена внеплановая проверка в отношении Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 16" Асбестовского городского округа. В ходе проверки установлены след. нарушения: отсутствует информация для потребителей на информационном стенде (стойке):

- о виде деятельности организации - исполнителя платных образовательных услуг.

 Кроме того, не устранены ряд нарушений санитарного законодательства:

- не обеспечено определение объемов дератизации, а именно дератизационные работы проводить на общей площади строения по данным БТИ. Не представлены в Асбестовский отдел Управления Роспотребнадзора акты выполненных профдезработ за 2017 год;

- допущены в детскую организацию дети, которым не проводилась, без заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания;

- не представлены документы, подтверждающие проведение планового профилактического обследование детей (школьники младших классов) с установленной периодичностью 1 раз в год (после летнего периода, при формировании коллектива).

В отношении юридического лица составлен протокол по статье 19.5 ч.1.

3) оказание населению услуг, не соответствующих Правилам (8,7%);

Пример. Отсутствие письменной формы договора об оказании платных образовательных услуг.

4) непредоставление необходимой и достоверной информации об услуге, в т.ч. в договоре, на вывеске (4,3%):  МБОУ ДО ДЮСШ № 8 "ЛОКОМОТИВ", ИП Пастухова А.Г. Пример: в Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области поступило обращение потребителя  на МБОУ ДО ДЮСШ № 8 "ЛОКОМОТИВ". При проведении административного расследования анализировалась информация, находящаяся в открытом доступе на сайте http://дюсш8локомотив.екатеринбург.рф/, а именно в разделе «Сведения об образовательной организации», «документы», «платные услуги», «Положение «Об организации и порядке оказании платных дополнительных образовательных услуг и иных платных услуг», утвержденных приказом по МБОУ ДО ДЮСШ №8 «Локомотив» от 31.10.2017 года №257/1, а также на сайте https://egrul.nalog.ru/. В договоре о предоставлении платных дополнительных услуг № 01-12 от 01.12.2017г., заключенном между МБОУ ДО ДЮСШ № 8 «Локомотив» и гр. Переваловой Л.В., отсутствуют обязательные сведения, предусмотренные пунктом 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013г. № 706. В трехстороннем договоре отсутствует графа для указания телефона обучающегося, который указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору.

По результатам административного расследования МБОУ ДО ДЮСШ № 8 "ЛОКОМОТИВ" привлечено к административной ответственности по ст. 14.8 ч.1 в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

5) несоблюдение требований антитабачного законодательства (2,2%)

 МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №18 «Яблонька».

При проведении плановой выездной проверки  установлено, что в нарушении требований  п.5 ст. 12 ФЗ № 15 - ФЗ от 23.02.2013г.  " Об охране  здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"  на входной группе на объекте детский сад по адресу: Свердловская область,  г. Серов, Каляева ул., 3  отсутствует знак о запрете курения. За выявленное правонарушение заведующая МБДОУ привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.6.25 КоАП РФ в виде штрафа 10 000 рублей.

6) иные нарушения (50,1%)

По каждому надзорному мероприятию в адрес нарушителей вынесены предписания о прекращении нарушения прав потребителей или представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выполнение которых поставлено на контроль.

В целях минимизации нарушений в указанной сфере информация о выявленных Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области нарушениях направлена в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, осуществляющего полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные органам государственной власти субъектов РФ.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГОРЯЧИЕ ЛИНИИ