Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

«Назад

Без малого 3 тысячи обращений поступило в Управление Роспотребнадзора по вопросам защиты прав потребителей в 1 квартале 2017 года

Без малого 3 тысячи обращений поступило в Управление Роспотребнадзора по вопросам защиты прав потребителей в 1 квартале 2017 года

 

В адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в 1 квартале 2017 года поступило 2906 обращений по вопросам защиты прав потребителей.

Наибольший удельный вес составили обращения в области торговли непродовольственными товарами (24,1%), услуг жилищно-коммунального хозяйства (22,7%), торговли продовольственными товарами (10,1%),  финансовых услуг (9,5%), бытовых услуг (8,5%), услуг связи (4,7%).

При этом в сравнении с 1 кварталом 2016 года произошел рост числа обращений в сфере торговли непродовольственными товарами – на 53% (почти в 2 раза), в сфере ЖКХ – на 41%, в сфере оказания бытовых услуг – на 40%, в сфере предоставления медицинских услуг – на 26%. Снизилось в сравнении с 1 кварталом 2016 года число обращений в сфере продажи продовольственных товаров - на 46%, в финансовой сфере – на 17%.

Вопросы, которые наиболее часто ставят потребители в обращениях, связанных с оборотом непродовольственных товаров, - это приобретение товаров ненадлежащего качества, нарушение сроков доставки товаров, в том числе, заказанных в сети Интернет, порядка возврата товара надлежащего качества.

В обращениях, связанных с реализацией продовольственных товаров, поднимаются проблемы качества приобретаемых продуктов питания, несоблюдение ограничений и запретов в сфере реализации алкогольной и табачной продукции.

Потребители услуг поднимают вопросы ненадлежащего качества оказания бытовых, медицинских, юридических и иных услуг, нарушения сроков их оказания, навязывания дополнительных услуг (в том числе, при оказании финансовых услуг, услуг связи).

186 обращений (6,4%  от общего числа поступивших жалоб) стали основанием для проведения проверок, административных расследований, из них 122 подтвердились в ходе проведения надзорных мероприятий (66%). 719 обращений (25% от общего числа поступивших жалоб) были направлены для рассмотрения по подведомственности в иные органы государственной власти, местного самоуправления, большая часть из перенаправленных обращений касалась вопросов ЖКХ (57%), что обусловлено изменениями в действующем законодательстве, согласно которым государственный жилищный надзор (в том числе, в части оценки правильности установления платы за коммунальные услуги) осуществляется региональными органами (на территории Свердловской области это Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области).

Управление Роспотребнадзора также напоминает, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с января 2017 года изменились требования к рассмотрению Роспотребнадзором (его территориальными органами) обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентирована положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Кроме того, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. Причем, в случаях, когда изложенная в обращении или заявлении информация сама по себе может являться основанием для проведения внеплановой проверки, но имеются обоснованные сомнения в авторстве такого обращения или заявления, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

В настоящее время при направлении обращений через сайт Управления пользователю предлагается пройти идентификацию через систему ЕСИА.

Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ: 362-87-46