«Назад

Азбука потребителя: Оказание строительных услуг и услуг по ремонту жилья и других построек. Урок 6

  Азбука потребителя: Оказание строительных услуг и услуг по ремонту жилья и других построек

Урок № 6: Одностороннее изменение условий договора об оказании бытовых услуг по строительству и ремонту

Общие разъяснения:

Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Согласно ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Законом может быть предусмотрено право на изменение условий договора по инициативе одной из его сторон. Кроме того, договор может быть изменен по требованию одной из сторон по решению суда.

По общему правилу, предусмотренному ст. 452 Гражданского кодекса РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Следовательно, в случае заключения договора с потребителем в письменной форме его изменение возможно лишь путем заключения сторонами дополнительного соглашения к договору, то есть документа, подписываемого обеими сторонами сделки и выражающего их совместную волю на внесение изменений.

Одностороннее изменение условий договора исполнителем бытовых услуг не допускается.

В соответствии с Правилами бытового обслуживания населения изменения в договор об оказании услуг (выполнении работ) по инициативе исполнителя могут быть внесены в следующем порядке:

- в случае предупреждения исполнителем потребителя о непригодности или недоброкачественности переданных потребителем материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для потребителя последствий выполнения его указаний о способе выполнения работы (оказания услуги); иных независящих от исполнителя обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок (п. 11 Правил бытового обслуживания населения).

Исполнитель обязан до получения от потребителя указаний приостановить выполнение работы (оказание услуги). Исполнитель, не предупредивший потребителя об указанных обстоятельствах либо продолживший выполнение работы (оказание услуги) не дожидаясь истечения предусмотренного в договоре срока, а при его отсутствии - разумного срока для ответа на предупреждение, или несмотря на своевременное указание потребителя о прекращении выполнения работы (оказания услуги), не вправе при предъявлении к нему или им к потребителю соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства,

Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение исполнителем, в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, оборудование, техническую документацию или переданную исполнителю вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, исполнитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

- увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя от увеличения твердой сметы исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке,

- в случае необходимости выполнения дополнительных работ (услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы работ (ст. 33 Закона РФ «О защите прав потребителей» (подробнее – см. стандарт «Смета на оказанные услуги (выполненные работы)»). В указанном случае исполнитель обязан получить согласие потребителя на соответствующее изменение условий договор. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора и требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу). Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.

Требования потребителя:

Потребитель вправе отказаться от оплаты услуг, включенных в договор в результате изменения его условий, требовать возврата уплаченной денежной суммы, а также возмещения иных понесенных им убытков, в случае, если при одностороннем изменении договора допущены нарушения прав потребителя.

Способы восстановления нарушенных прав:

1. Предъявление исполнителю письменной претензии о несогласии с изменениями договора.

2. Обращение в суд с исковым заявлением.

3. Административная ответственность:

3.1. Выполнение работ (оказание услуг), не соответствующих требованиям Правил бытового обслуживания населения, влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 14.4 КоАП РФ. Например, изменение состава оказываемых услуг в одностороннем порядке.

3.2. Если в договоре оказания услуг связи предусмотрено право исполнителя на односторонее изменение условий договора, не предусмотренных законом, то это влечет административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ.

В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанным статьям, гражданину рекомендуется обратиться с письменной жалобой в территориальный орган Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор).

При этом в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для проведения внеплановой проверки территориальным органом Роспотребнадзора потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок и к жалобе приложить доказательства подтверждающие факт того, что обращение потребителя не было рассмотрено исполнителем либо требование заявителя не были удовлетворены в добровольном порядке.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ: 362-87-46