Публикатор Публикатор

«Назад

Азбука потребителя: Изучаем особенности покупки мобильных телефонов. Урок 3

Азбука потребителя: Изучаем особенности покупки мобильных телефонов

Урок 3. Качество мобильных телефонов

Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, образцу или описанию.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, в которых товар такого рода обычно используется.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

Под качеством товара понимается совокупность потребительских свойств товара, соответствующих установленным требованиям, в том числе условиям договора купли-продажи или иным аналогичным, а потребительским свойством считается свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей (в соответствии с ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения).

Телефон (абонентская радиостанция) используется для предоставления пользователям следующих видов услуг (в зависимости от перечня услуг, предоставляемых конкретным оператором сети сотовой подвижной связи, и конфигурации АР) (в соответствии с РД 45.187-2001"Абонентские радиостанции систем сотовой подвижной связи стандарта GSM 900/1800. Общие технические требования"):

- телефония;

- передача факсимильных сообщений;

- передача данных;

- передача коротких текстовых сообщений (SMS);

- мобильный Интернет - с использованием дополнительного оборудования для соединения АР и компьютера (PCMCIA-карта, ИК-порт и т.п.);

- беспроводной доступ к сети Интернет (WAP);

- дополнительные услуги.

К телефонам устанавливаются технические требования, системно-сетевые параметры, требования к электропитанию, требования по устойчивости к климатическим и механическим воздействиям.

В связи с тем, что мобильные телефоны, реализуемые на территории РФ, имеют оборудование, предоставляющее дополнительные функции (например, протокол передачи пакетов мультимедийной информации, навигационное оборудование, Bluetooth-связь, вспомогательное устройство ближней связи (NFC)), то они должны соответствовать требованиям, устанавливаемым Минкомсвязи России (например, Приказ Минкомсвязи России от 22.10.2008 N 84 "Об утверждении Правил применения абонентских станций (абонентских радиостанций) сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-MC-2000", Приказ Минкомсвязи России от 28.10.2008 N 86 "Об утверждении Правил применения абонентских радиостанций с цифровой модуляцией сетей подвижной радиосвязи стандарта DMR" и другие).

Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При заявлении потребителем определенной цели, для которой приобретается товар (например, телефон с определёнными функциями, для обеспечения доступа в интернет, для использования приложений навигации), продавец доложен учитывать данные пожелания потребителя  и предоставить ему товар, отвечающий заявленным требованиям.

Проверка качества товара потребителем при покупке.

Средства связи до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия; при необходимости сборку изделия и его наладку.

Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.

Качество товара и его комплектность должны быть проверены продавцом по требованию потребителя и в его присутствии.  

Требования потребителя.

1.     В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров" мобильные телефоны относятся к следующей категории технически сложных товаров: оборудование беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.

2.     В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

3. По истечении 15 дней указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

При этом под существенным недостатком следует понимать (в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17):

а) неустранимый недостаток товара;

б) недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов,

в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени;

г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно;

д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения.

В остальных случаях, потребителем могут быть заявлены иные требования, предусмотренные Законом о защите прав потребителей (например, безвозмездное устранение недостатков, возмещение убытков, вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя, взыскание неустойки (пени) за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя, компенсации морального вреда).

Исключение составляют «кнопочные» телефоны, не имеющие сенсорного экрана, на которые распространяются общие правила действия потребителей в случае выявления в товаре недостатка.  

4. В случае обнаружения в мобильном телефоне существенного недостатка после истечения 2-хлетнего срока с момента передачи товара потребителю, потребитель вправе требовать безвозмездного устранения недостатка товара. Требование может быть предъявлено только изготовителю товара либо к уполномоченной организации, индивидуальному предпринимателю, импортеру, и только в течение срока службы, а если он не установлен, то в течение 10-лет со дня передачи товара потребителю.

В случае выявления в товаре недостатка продавец обязан провести проверку качества, а при наличии спора о причине возникновения недостатка - экспертизу товара (более подробная информация в стандарте «Отказ от проведения проверки качества, экспертизы товара»). 

Способы восстановления нарушенных прав:

1. Предъявление претензии продавцу (исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру).

2. Обращение в суд с исковым заявлением.

Нормативные ссылки:

 

Номер пункта, статьи, нарушенного нормативного акта

Наименование статьи нормативного акта

Наименование нормативного акта

Название нормативного акта

   № нормативного    акта

Дата принятия нормативного акта

Ст.4

Качество товара (работы, услуги)

Закон РФ

О защите прав потребителей

   2300-1

  07.02.1992

 

п.11

Раздел IV

Общие положения

Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения

Постановление Правительства РФ

 

Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации

   55

  19.01.1998

П. 6

Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования

Постановление Правительства РФ

"Об утверждении перечня технически сложных товаров"

   924

  10.11.2011

П. 13

Существенный недостаток товара (работы, услуги),

недостаток технически сложного товара

Постановление Пленума Верховного Суда РФ

"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"

   17

  28.06.2012

П. 4

Общие требования

Информационное письмо Минсвязи РФ

"Абонентские радиостанции систем сотовой подвижной связи стандарта GSM 900/1800. Общие технические требования. РД 45.187-2001"

 

   4404

  25.06.2001

Раздел I

Общие положения

Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ

Об утверждении правил применения абонентских станций (абонентских радиостанций) сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM – 900/1800

   21

  19.02.2008

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ: 362-87-46