ПС НИС

Программное средство Надзорная информационная система (ПС НИС)

ПС НИС разработано в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.

ПС НИС предназначено для автоматизации и организации деятельности по надзору в соответствии с действующим законодательством. ПС НИС позволяет создать электронную базу поднадзорных объектов с характеристиками, специфическими для санитарно-эпидемиологической службы, и данными по результатам надзорной деятельности. Формализация и упорядочивание данных по объектам контроля и результатам надзорных мероприятий обеспечивает единство и правильность подхода к организации деятельности по контролю за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. ПС НИС позволяет оптимизировать усилия по реализации надзора: повысить эффективность и минимизировать количество проводимых мероприятий. Сетевой подход к решению задачи обеспечивает оперативное взаимодействие подразделений Управления и ФГУЗ и объективную оценку их деятельности. Возможно решение задачи по созданию объединенной базы данных на областном уровне, что позволяет координировать деятельность районных центров, выявлять юридических лиц и индивидуальных предпринимателей областного значения и организовывать комплексные проверки с участием специалистов территорий. Возможно создание единой базы данных территориального отдела, имеющего территориально разделенные подразделения.

Основные принципы ПС НИС

Основной принцип ПС НИС – организация надзорной деятельности в рамках существующего законодательства. Для этого в ПС НИС используется перечень всех действующих санитарно-эпидемиологических нормативных документов и законодательных документов по защите прав потребителей (НД).

Для оценки полноты проверки объекта необходимо иметь полный перечень НД, которые должны выполняться на объекте. Для организации единого подхода к формированию схемы комплексной проверки объектов сформированы схемы проверки типовых объектов, которые включают в себя перечень необходимых НД. Для каждого объекта требуется определить только вид типового объекта, что упрощает ввод и обеспечивает полноту объема требований к объекту.

По каждому документу сформирован перечень пунктов, по которым могут быть зафиксированы нарушения. Каждому пункту НД поставлена в соответствие статья ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» или Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» и статья КОАП РФ, вид влияния и функция. Таким образом, уже на этапе регистрации субъекта права и объекта контроля можно сказать, какие НД и статьи законов должны выполняться на объекте надзора и каким должен быть объем комплексной проверки субъекта права. На этапе планирования мероприятия по контролю определяется предмет проверки – НД (пункты НД), которые планируется проверить в ходе мероприятия, из состава схемы проверки. Для комплексной проверки предмет проверки эквивалентен объему НД по схеме проверки. При регистрации результатов проверки отмечаются пункты НД из предмета проверки, по которым зафиксированы нарушения. На основе этих нарушений формируется акт. Пункты нарушений автоматически включаются в предписание. В мероприятие по контролю предписания в качестве предмета проверки включаются пункты предписания. Предписание считается поставленным на контроль, если все пункты предписания включены в предмет проверки какого-либо мероприятия с обоснованием – контроль данного предписания. Для каждой принятой меры по результатам проверки определяется, на основе каких выявленных нарушений принимается данная мера. Считается, что по результатам проверки полностью приняты меры, если все пункты нарушений включены в протоколы. Таким образом, процесс регистрации нарушений ставится в рамки и проводится по правилам, определенным едиными областными классификаторами и алгоритмом ПС НИС. ПС НИС предусматривает связь данных по надзорной деятельности с данными по лабораторным испытаниям ПС «Лабораторно-информационная система» (ЛИС). На этапе формирования мероприятия указывается, какие лабораторные испытания проводятся в рамках мероприятия. На этапе оформления акта обследования (расследования) оформляются нарушения по протоколам лабораторных испытаний. У нарушения устанавливается ссылка, на основе каких протоколов лабораторных испытаний с неудовлетворительными результатами зафиксировано это нарушение. На основе этих данных возможно проводить анализ о количестве мероприятий, проведенных с испытаниями, о количестве нарушений, зафиксированных по результатам лабораторных испытаний, и адекватности принятых мер. Для правильной организации надзорной деятельности необходимо выделить приоритетные объекты надзора и субъекты права, которые должны стоять на контроле в первую очередь. Приоритетность объектов определяется двумя составляющими:

  • влиянием объекта на здоровье населения и состояние окружающей среды
  • законопослушанием объекта

По итогам периода деятельности (года) должен производиться расчет приоритетности объектов. На основе результатов расчета должен формироваться план проведения надзорных мероприятий на предстоящий период. При оценке деятельности центров учитывается количество проверенных объектов, количество мероприятий и объем проверок на приоритетных объектах. Для однотипного формирования документов из ПС НИС разработаны бланки (распоряжение, акт, протокол, постановление и т.д.). На их основе формируются документы в формате Word. В документы автоматически вносятся все необходимые реквизиты, хранимые в базе данных, такие как информация о субъекте права и объекте надзора, предмет проверки, содержание нарушений и т.д. При необходимости в документы можно вносить изменения и недостающее содержание, например, описание объекта. Ряд бланков (определение о времени и месте, показания свидетеля и т.д.) не содержат реквизитов, содержащихся в базе данных. Эти бланки не заполняются автоматически и приведены в ПС НИС только в качестве шаблонов. Задачи, решаемые с помощью ПС.

Объем задач, решаемых в рамках данного программного средства:

1. формирование базы дислокации субъектов права и объектов надзора

  • регистрация субъектов права и объектов надзора, находящихся на поднадзорной территории

2. формирование графика мероприятий по контролю и контроль выполнения мероприятий

  • ввод годового плана комплексных проверок и графика внеплановых мероприятий по контролю
  • оптимизация количества и сроков запланированных мероприятий, возможность объединения нескольких мероприятий по контролю одного субъекта права
  • контроль своевременности выполнения работ (выпуска распоряжения, акта, предписания, протокола)
  • контроль постановки в график мероприятий по контролю предписаний
  • контроль полноты принятых мер

3. регистрация проведенных мероприятий по контролю

  • подготовка распоряжения, определения о возбуждении дела, предписания и определения о проведении экспертизы и бланков других документов
  • определение лабораторных испытаний, выполняемых в ходе мероприятия по контролю
  • оформление данных о проверенной и изъятой продукции
  • регистрация результатов проведенных мероприятий по контролю, выявленных нарушений, формирование акта, экспертного заключения
  • формирование предписания
  • планирование контроля предписаний
  • оформление санитарно-эпидемиологического заключения
  • регистрация принятых мер по результатам проверки и результатов принятия мер
  • оформление документов по принятию мер (протокол, постановление, определение и т.д.)

4. расчет приоритетности субъектов права и объектов надзора, полноты проверки, степени законопослушания

5. анализ надзорной деятельности Управления и ФГУЗ

  • формирование отчетных форм
  • формирование запросных аналитических форм произвольной выборки

6. организация совместной работы территориальных отделов и филиалов ФГУЗ области

  • объединение баз данных территориальных подразделений на уровне районного или городского ТО или филиала ФГУЗ
  • работа с единой общегородской базой распределенной по районам города
  • слияния баз данных муниципальных образований, городов и районов области в единую областную базу
  • организация совместной работы территориальных отделов и филиалов ФГУЗ области

7. передача и прием информации по запросу

8. организация комплексной проверки, проводимой совместно различными ТО и филиалами ФГУЗ – передача и прием информации по формированию комплексной проверки

9. ведение справочной информации – формирование и корректировка справочников

10. передача и прием справочников

11. организация распределенного доступа к информации и определение прав доступа пользователей

Требования к операционному и программному обеспечению:

ПС предназначено для работы в сети с единой базой данных. Для этого необходимо иметь выделенный сервер с установленной операционной системой Windows NT Server. На сервере должен быть установлен SQL Server (версия 2000 и выше). Базы данных и программа устанавливаются на сервер с общим доступом для всех пользователей. При отсутствии терминалов на локальных компьютерах должна быть проведена установка библиотек для доступа к базе данных и эксплуатации программы. Возможен вариант локальной эксплуатации ПС в случае отсутствия сети. В этом случае на локальном компьютере должна быть установлена операционная система Windows 98 и выше и локальная версия SQL Server.

Для успешной работы ПС необходимо:

  • наличие SQL Server или доступ к базам данных SQL Server на сервере
  • процессор не ниже Pentium 166, объем ОЗУ не менее 32 Мб
  • операционная система Windows 98 и выше
  • наличие электронных таблиц Excel 97 (и выше) для формирования списков и аналитических форм
  • наличие редактора Word 2000 (и выше) для заполнения бланков оперативных документов

Полный текст руководства пользователя (файл в формате WinWord упакован с помощью архиватора WinRAR размер 730 кб

По всем вопросам, замечаниям и предложениям обращаться:
Лутков Алексей Александрович
по телефону (343) 362-87-23 или (343) 362-87-00 доб 1522
 отдел информационного обеспечения
по адресу 620219, г.Екатеринбург, пер.Отдельный, 3, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»